Gibson USA
Сегодня штабквартирой Gibson является завод “Gibson USA”, построенный в 1974г в Нэшвилле специально для изготовления гитар Gibson Les Paul. Несмотря на то, что индустрия в целом пережила спад в середине 70х, дух новаторства в Гибсоне остается по-прежнему сильным. В ответ на растущий спрос на винтажный дизайн, Gibson обратился к своей богатой истории и в 1981 году переиздал модель ES-335 с инкрустацией в виде точек, а в 1982 году Les Paul с накладкой из волнистого клена цвета “sunburst”. Вместе с тем, в 1980г к Гибсону примкнули Би Би Кинг (B. B. King) и в 1982г Чет Аткинс (Chet Atkins) с новым концептом акустической гитары с цельной декой.
Чет Аткинс
В 1984г, с закрытием завода в Каламазу, офис Гибсона переехал в Нэшвилл. Компанию, испытывающую серьезные финансовые трудности, в 1986 году спасли в 1986г Генри Джускевич и Дэвид Берриман. Новые владельцы быстро вернули производству рентабельность и репутацию гаранта качества.
Gibson это не только история, но и будущее электрогитар. Модели, ставшие классикой – ES-175, ES-335, Flying V, Explorer, Firebird, Les Paul, покрывающие почти полувековой период сменяющихся музыкальных стилей, – говорящее за себя свидетельство необычайной привлекательности марки Gibson. Наглядной манифестацией тесного сотрудничества Гибсона с музыкантами являются сигнатурные модели от Би Би Кинга, Аткинса и великих джазменов Говарда Робертса и Херба Эллиса, плюс новые модели Les Paul, созданные по индивидуальным заказам для таких рок звезд, как Джимми Пейдж и Джо Перри. В 1994 году, столетнюю годовщину марки Gibson, на выставке NAMM Show новая модель Nighthawk была отмечена отраслевой наградой за дизайн, открыв тем самым блестящие перспективы для Гибсона на следующее столетие по части качества и инноваций.
Генри Джускевич Дэйв Берриман
Первая электроника Gibson
Вальтер Фуллер
К началу работы над первой электрогитарой, у компании уже были общепризнанные 40-летние традиции качества и новаторского подхода. Первая электрогитара Gibson была просто обязана стать лучшей на тот момент электрогитарой в мире.
Весной 1935 года Gibson нанял Альвино Рея (Alvino Rey, один из первых электрогитаристов, изобретатель гитарного эффекта “Sonovox”, по принципу которого устроен современный “Talk box”), чтобы тот, совместно с инженерами компании Lyon & Healy в Чикаго, разработал прототип первого звукоснимателя Gibson. В том же году исследования перенесли в штаб-квартиру Gibson, где его создание довершил штатный сотрудник компании Вальтер Фуллер. Оригинальный шестиугольный звукосниматель был установлен на алюминиевой слайд-гитаре Gibson в конце 1935 года. Звукосниматель был установлен на арктоповую гитару с эфами (f-образные отверстия), получившую название ES-150 (где ES расшифровывается как Electric Spanish - “электро испанская”). Кроме того, это была первая модель, выпущенная с завода Gibson в Каламазу (Мичиган) 20 мая 1936 года.
Альвино Рей
Была ли ES-105 в момент своего появления в 1936 году лучшей электрогитарой в мире? Чарли Крисчен, увидевший в электрогитаре инструмент со своим собственным уникальным голосом, думал именно так. 60 лет спустя, Gibson ES-150 по-прежнему знают как модель Чарли Крисчена, а некоторые джазмены считают, что для джаза звукосниматели этой модели – лучшие из когда либо существовавших.
Успех модели ES-150 стал для Гибсона палкой о двух концах, поскольку, с одной стороны, вывел компанию в передовые производители электрогитар, а с другой поставил задачу закрепить это титаническое достижение. Но это произошло уже после возобновления производства по окончанию Второй Мировой Войны.
Золотой век инноваций
За время Второй Мировой Войны электрогитара вступила в период совершеннолетия, а Gibson вступил в золотой век инноваций. Звукосниматель P-90, появившийся в 1946г, открыл для гитаристов новые уровни мощности и звукового разнообразия. Под энергичным руководством президента компании Тэда Маккарти (Ted McCarty) дебютировали две концептуально новые модели: первая гитара с 3 звукоснимателями ES-5 и первая гитара с острым вырезом под грифом ES-175.
Пришествие цельнокорпусной электрогитары поставило перед Гибсоном новую задачу. Как и в случае с ES-150 в 1936 году, первая цельнокорпусная электрогитара Gibson должна была сохранять верность традициям своей марки и при этом сделать шаг вперед по сравнению со всеми подобными гитарами. Плавные округлые формы накладки как бы делали реверанс в сторону самых первых инструментов Орвилла Гибсона конца 1800х, а золотистый цвет символизировал превосходство этой модели над другими инструментами. В 1952 году, подписав контракт с самым популярным гитаристом того времени, Gibson представил миру модель Les Paul. Довольно быстро Les Paul разросся до семьи из 4 моделей: Junior, Special, Standart и Custom - каждой из которых было суждено стать классикой. Топовые модели Гибсона щеголяли новым настраиваемым порожком от Маккарти под названием “Tune-o-matic”, который был впервые представлен на модели Les Paul Custom в 1954 и с тех пор является штатным порожком для электрогитар Gibson. В 1958 году Gibson реализовал не одну, а сразу две радикальные идеи: электрогитара с полупустым корпусом и серия экзотических и футуристичных цельнокорпусных гитар. Модель ES-335 ждал моментальный успех, в ней соединились традиционные черты акртопа и новая цельнокорпусная конструкция. Модели Flying V, Explorer, Moderne опередили свое время не на один десяток лет.
Gibson ворвался в 60-е годы с двумя еще более смелыми цельнокорпусными линейками: SG c двумя вырезами в 1961 году и Firebird с реверсивным корпусом в 1963. К 1965 году, под закат эры Маккарти, классические модели приняли те очертания, которые определили вектор развития Гибсона на весь конец XX века.