Epiphone и Gibson
В начале 50х большой умелец и в прошлом ценитель гитар Epiphone Лес Пол открыл свое собственное телешоу и радиопрограмму, его композиции становились хитами и занимали верхние позиции топ-чартов, и все это происходило при участии его именной модели Gibson Les Paul. Лес начинал разрабатывать свою цельнокорпусную гитару на фабрике Epiphone, а с появлением на рынке гитары Fender Telecaster президент компании Gibson Ted McCarty сделал Леса первым эндорсером цельнокорпусной электрогитары. Видя, что дела у компании Epiphone шли все хуже и хуже, Лес предложил Маккарти протянуть ей руку помощи. Маккарти послушался совета и обратился к Орфи, выразив заинтересованность в подразделении Epiphone, занимающимся выпуском высококачественных контрабасов, производство которых Gibson после Второй Мировой Войны уже не смог наладить. Когда Орфи в 1957 году дал ответ, то в нем содержалось предложение о покупке всей компании Epiphone вместе со всем оставшимся оборудованием на фабрике в Филадельфии за $20000. Маккарти принял это предложение. Семья Статопуло покинула музыкальный бизнес.
Изначальным намерением Маккарти было дополнить каталог Gibson басовыми моделями Epiphone, однако к 1957 году он передумал. В заметке Маккарти от того же года говорится о том, что Epiphone переродится в новой линейке инструментов.
Маркетинговый план Маккарти состоял в том, чтобы предложить гитары Epiphone тем дилерам, которые хотели получить контракт с фирмой Gibson, но еще не зарекомендовали себя в качестве успешных дилеров. (В то время между дилерами шла ожесточенная борьба за право продавать гитары Gibson). Это решение оказалось удачным. Дилеры получали инструменты, не уступающие по качеству Gibson, не боясь наступить на пятки тем дилерам, которые уже занимались продажей инструментов Gibson. Все производство Epiphone было перенесено в Каламазу, Мичиган. Epiphone снова оказался в деле.
Новое начинание
Epiphone не долго находился в тени Gibson. Когда в 1958 году новая линейка инструментов начала поступать через дилеров на рынок, стало очевидным, что у этих двух марок есть три ярко выраженных “лица”. С одной стороны, Epiphone теперь предлагал бюджетные версии уже существующих моделей Gibson. Помимо этих моделей, были также и переиздания таких классических моделей Epiphone, как Emperor, Deluxe и Triumph. Из новых инструментов появились полупустая электрогитара Sheraton, цельнокорпусная Moderne Black и акустики с плоской декой, вроде Frontier, с которых на фабрике Gibson в Каламазу начался выпуск гитар с угловатой формой корпуса. Глядя на все эти новшества, включая новую линейку усилителей, стало очевидно, что Epiphone быстро возвращал себе свою независимость.
В июле 1958 на выставке NAMM произошла масштабная презентация моделей Epiphone. Самой роскошной моделью там была электрогитара Emperor. По окончанию шоу было заказано 226 гитар и 63 усилителя – довольно скромный результат. В 1961 году Epiphone продал 3798 инструментов, и к 1965 году составлял 20% всех инструментов, выходивших с фабрики в Каламазу. Еще более внушительным был рост престижности самих инструментов. В начале 1960х Epiphone Emperor стоил значительно больше, чем топовый Gibson Byrdland, а стоимость модели Excellente 1963го года с плоской декой была на $100 выше, чем J-200, гитара была изготовлена из редких пород акустической древесины.
На начало 60х пришелся расцвет фолк музыки, и Epiphone оказался готовым удовлетворить ее запросы, представив в 1961 году классическую гитару Seville (со звукоснимателем и без), а также модели Madrid, Espana и Entrada. В 1962 году Epiphone выпустил 12-струнную гитару Bard (на которой Рой Орбисон сочинил “Oh, Pretty Woman” и “Only The Lonely”) и ее более компактный вариант Serenader. В 1963 году была представлена модель Troubadour со стальными струнами и плоской верхней декой.
Линейка электрогитар была не менее привлекательной, наиболее известной новой моделью была Casino с двумя вырезами, впервые представленная в 1961 году. В районе 1966 года the Beatles появились на публике с Casino в руках, таким образом Epiphone возродился в новом обличье, обретя преданных фанатов в лице самой популярной в мире поп-группы. В каталоге теперь числилось 14 электрических арктопов, шесть цельнокорпусных электрогитар, три баса, семь гитар с плоской декой и стальными струнами, шесть классических гитар, четыре акустических арктопа, три банджо и мандолина.
Начало 1960х было золотым временем для гитар Epiphone. Продажи инструментов с 1961 по 1965 выросли в 5 раз. Но увеличение количества зарубежных копий в конце 60х забрало у компании Epiphone/Gibson свыше 40% рынка. Другие компании и вовсе были вынуждены свернуть производство.
Были и другие проблемы. Маккарти покинул Gibson и возглавил Bigsby. Бюджет был урезан. Компания-учредитель CMI была куплена в 1969 году корпорацией Ecuadorian ECL, пивной компанией, и Epiphone оказался в затруднительном положении. Теперь марка воспринималась вторичной по отношению к Gibson, однако, проигрывала в доступности более дешевым и менее качественным зарубежным аналогам.
Еще перед слиянием с ECL рассматривалась возможность открытия производства Epiphone в Японии, и в 1970 году фабрика переехала из США в Матсумото, Япония. Фактически Epiphone не только покинул родительский дом, но и осиротел.
Модельный ряд постоянно совершенствовался. В 1976 году Epiphone представил линейку электрогитар Monticello и Presentation, новую серию гитар с плоской верхней декой и серию Nova, а также линейку цельнокорпусных гитар Genesis. Вплоть до 1979 года ассортимент марки Epiphone активно расширялся и насчитывал более 20 акустик и электрогитар.
Epiphone в Корее
В начале 80х, с повышением себестоимости японского производства, Epiphone перебрался в Корею. Это произошло в 1983 году в сотрудничестве с компанией Samick. В 1986 году Gibson/Epiphone был куплен у ECL/Norlin тремя выпускниками Гарварда – Генри Джускевичем, Дэвидом Берриманом и Гари Зебровски. В качестве приоритетной задачи новые владельцы поставили возрождение марки Gibson, и Epiphone, компания со 100-летней историей, принесшая в 1985 году менее $1 миллиона прибыли, снова отошла на второй план.
Однако вскоре Джускевич и Берриман разглядели в марке Epiphone спящего гиганта и отправились в Корею, чтобы решить, что можно сделать, чтобы компания была такой же успешной, как другие азиатские брэнды, вроде Charvel и Kramer. Изучив родословную марки Epiphone, они возобновили производство многих моделей и применили новые технологии производства. Вскоре эти меры начали приносить результат, продажи снова стали расти.
К 1988 году Epiphone представил новую серию акустик PR с угловатыми формами, а также интерпретацию модели Gibson J-180, несколько классических гитар, банджо и мандолину. Появилась также внушительная серия гитар, дизайн которых был навеян такими моделями, как Gibson Les Paul и SG, новые арктопы, вроде Howard Roberts Fusio. Возобновился выпуск модели Sheraton.
Epiphone захватывает Мир
К 90м годам в каталоге Epiphone значились 43 различные модели для самых разных стилей и бюджетов. Президент компании Gibson Дэвид Берриман открыл офис Epiphone в Сеуле, назначил Джима Розенберга управляющим производством и установил для марки Epiphone курс на инновационность и новые технологии.
Открытие офиса в Сеуле оказалось поворотным моментом для компании. Инженеры и гитарные мастера собрались вместе, чтобы возродить марку Epiphone. За время этой активной реорганизации сами инструменты Epiphone претерпели значительные изменения. Качество и эффективность производства были улучшены. У фирмы появились собственные инженеры, принимающие непосредственное участие в разработке звукоснимателей, порожков, переключателей, инкрустации, и даже таких уникальных деталей, как металлический логотип с буквой “E” и струнодержатель типа Frequensator. Epiphone вложил в эти новые модели абсолютно все свои финансы и эмоции. Реакция рынка не заставила долго ждать.
К открытию выставки NAMM в 1993 году дебютировавшая новая линейка акустик и электрогитар получила огромное количество откликов положительных отзывов со стороны обозревателей и музыкантов.
В 1993 году на заводе Gibson в Нэшвилле ограниченной серией были выпущены модели Riviera и Sheraton. Одновременно с этим, с завода в Монтане вышли 250 гитар Excellente, Texan и Frontier с плоской верхней декой. Epiphone задумывал выпуск этой серии, скорее, в виде исключения и особого случая, однако реакция публики подтолкнула Розенберга к переизданию и других классических моделей.
Посетители выставки NAMM в 1994 году стали свидетелями возвращения таких легендарных гитар Epiphone, как Casino, Riviera, Sorrento и бас-гитары Rivoli. Новость об этом разошлась по всему миру и вскоре самые разные музыканты от Чета Аткинса до лидера группы Oasis Ноэла Гэллахера заключили с компанией Epiphone договор о сотрудничестве – подтверждение того, что Epiphone все еще является величайшей фирмой музыкальных инструментов.
Можно утверждать, что в конце 90х Epiphone снова оказался на вершине своей славы. Была выпущена серия гитар Advanced Jumbo и несколько важных именных моделей, включая John Lee Hooker Sheraton и Noel Gallagher Supernovas, – обе чрезвычайно успешные и популярные. Модели John Lennon 1965 и Revolution Casino были качественно воссозданы в мельчайших деталях, отдавая дань величайшим музыкантам всех времен. Таким образом, возродившийся Epiphone и сам стал легендарной маркой музыкального мира.
В 2000 году Epiphone представил линейку Elitist и усилил свои позиции на рынке акустических гитар, благодаря привлечению опытного гитарного мастера Майка Волца (Mike Voltz) с завода Gibson. Волц внес значительный вклад в разработку электрогитар и возобновление производства серии Masterbilt, а также переиздания в 2005 году модели Paul McCartney 1964 USA Texan.
Спрос на гитары Epiphone был так высок, что в 2004 году компания открыла новый завод в Китае, получив в управление собственную фабрику – впервые со времени слияния с компанией Gibson в 1957 году. Теперь у компании появился собственный персонал, а также уплавляющие, мастера, свой контроль качества на производстве, а также собственная служба поддержки клиентов.
Сегодня фирме Epiphone есть что предложить любому гитаристу, в любом жанре. Практикующие музыканты ценят Epiphone за то, что он предлагает доступные версии всеми любимых инструментов, выпускаемых фабрикой в Каламазу, а также новые модели, вроде Wilshire Phant-o-matic и Ultra III. Коллекционеры расхватывают аутентичные переиздания Elitist Emperor, Casino и Excellente. Качество Epiphone не уступает любому мировому гитарному производителю, а фанаты рок-н-ролла в восторге от именных моделей, вроде Marcus Henderson Apparition, Zakk Wylde ZV Custom и Joe Bonamassa GoldTop. Современный Epiphone предлагает варианты под любой бюджет, возможности и уровень музыкальности.
Что еще более важно, Epiphone сохранил дух первооткрывателя Статопуло. Epiphone является компанией, которая охотно идет на риск, который оправдан результатом – превосходными инструментами. Говоря словами президента компании Epiphone Джима Розенберга, “Epiphone по-прежнему является домом Статопуло. Мы дизайнеры, музыканты и авантюристы. И мы вкладываем всю свою страсть в наше дело.”